Аммониты (Ammonoidea) — обобщённое название для вымершего подкласса головоногих моллюсков, близких к ныне живущему Наутилусу (Nautilus).
Простейшие аммониты – Goniatites, появились уже в силурийский период палеозоя; начиная с триаса появляются различные Цератиты — Ceratites; наибольшего развития аммониты достигли в юрском и меловом периоде, а в конце мела эта разнообразная и богатая группа головоногих моллюсков совершенно исчезла, вместе со многими другими морскими организмами. Свое название аммониты получили в честь древнеегипетского божества Амона изображавшегося с головой овна, украшенного спиральными рогами. В подклассе аммонитов различают множество семейств и родов, описано несколько тысяч видов.
Спирально свернутые раковины аммонитов, часто украшены ребрами или шипами, а в редких случаях идеальной сохранности - обладают ещё перламутровым отливом внешнего слоя, однако раковины с прижизненной окраской - большая редкость, поскольку внешний слой перламутра обычно разрушается. Самые большие раковины аммонитов достигали двух метров в диаметре, но экземпляры которые находят ныне на территории нашей страны, редко превышают 50-60см. Камеры внутри раковины разделены сложно устроенными перегородками, сквозь которые проходит специальной трубка - сифон. Через сифон отдельные камеры раковины могли наполняться газом или водой, обеспечивая всплытие или погружение моллюска. При жизни, тело моллюска занимало последнюю камеру, из устья которой и «выглядывала» голова, снабжённая многочисленными щупальцами. Эта камера называется «жилой». Ее длина может составлять целый оборот, половину, а иногда только четверть оборота раковины. То есть тело аммонита занимало относительно небольшую часть общего объема, а остальная полости раковины были заполнены газом.
Одной из характерных особенностей раковин аммонитов является так называемая лопастная или перегородочная линия. Это сложный сильно разветвлённый рисунок, который образует окончание перегородок в месте соединения со стенками раковины. У ранних представителей раковинных головоногих он самый простой – почти прямая линия. Позже появляются изгибы этой перегородки, которые и называют седлами и лопастями. В процессе эволюции они подвергались дальнейшему расщеплению и усложнению. Многие специалисты склоняются к мнению, что такая сложная перегородка усиливала прочность раковины и давала возможность аммонитам опускаться на большие глубины.
Раковины аммонитов делят на мономорфные – спирально закрученные, с различной степенью перекрытия оборотов, и гетероморфные – «нестандартной» формы – частично развёрнутые, загнутые на конце крючком, перекрученные в клубок, с несоприкасающимися оборотами. К концу мелового периода среди родов аммонитов появилось очень много гетероморфных форм. Гетероморфы возникали и раньше, в триасе, но конец мела стал временем их массового появления. Палеонтологи пока не пришли к единому объяснению причин возникновения таких форм и их образа жизни.
В Меловом периоде велико было разнообразие морских беспозвоночных. Как и в юрском периоде, были очень распространены аммониты и белемниты, брахиоподы, двустворки и морские ежи. Среди двустворчатых моллюсков большую роль в морских экосистемах играли появившиеся в конце юры рудисты — моллюски, похожи на одиночные кораллы, у которых одна створка была похожа на кубок, а вторая накрывала его как своеобразная крышечка. В морях всё ещё попадались ортоцератиды — реликты давно прошедшей Палеозойской эры. Небольшие раковины этих прямораковинных головоногих встречаются на Кавказе.
Оставьте свои контакты и мы Вам перезвоним!