Легенды и мифы народов Сибири о мамонте

Шерстистый мамонт (лат. Mammuthus primigenius) — вымерший вид рода мамонты семейства слоновых. Этот вид мамонтов появился от 300 до 200 тысяч лет назад в Сибири, откуда распространился в Европу и Северную Америку. Первое научное описание шерстистого мамонта составил немецкий учёный и естествовед Иоганн Фридрих Блюменбах в 1799 году.

Древние люди жили в тесном контакте с огромными «королями Сибири», во многом от них зависели и уважали этих животных, мамонты буквально послужили основой культуры народов и племён, живших рядом с ними. Так у предков народов Сибири стали появляться легенды о могучем звере-мамонте, с некоторыми из которых мы вас сейчас познакомим.

Известные нам легенды о мамонтах у народов Сибири вероятнее всего появились уже после вымирания этих животных. Так сибирские шаманы считали, что мамонты забрались когда-то в воду и оттуда выворачивали камни и землю, якутские чёрные шаманы вообще боялись связываться с духами этих существ и только белые шаманы могли, во славу небожителей, прибегать к их помощи. Эвенкийский миф о мамонте «СЭЛИ» с рыбьим хвостом говорит о сотворении земли этим зверем вместе со змеем, что наводит на мысль о трепетном и крайне уважительном, граничащим со страхом и даже ужасом, отношении к мамонтам. В представлении некоторых эвенков мамонт стоит в космическом океане и поддерживает мир! Также, эвенки считают что «сэли», после сотворения мира провалился под землю и стал его охранителем.

«Земляной олень» - так называли мамонта народы коми, в их представлении мамонты жили под землёй, только рога их торчали наружу и формировали реки, что и привело ко всемирному потопу. Многие народы называли мамонтов «ИНДРИК» (подземный вожак). Позже, с появлением в Сибири христианства, сказания о мамонте и всемирном потопе сплелись воедино, где мамонты не поместились в Ноевом ковчеге из-за огромных размеров и плавали в воде до тех пор, пока их не потопили птицы, садившиеся на бивни.

По поверьям, мифические мамонты боятся дневного света. Ненцы рассказывают о подземном рёве «земляного оленя» и что питается он как травой, так и землёй, при этом быстро бегает. Обские угры считали что лоси (точнее мифические существа в виде лосей) к старости перебирались в подземный мир и там превращались в мамонта с прямыми рогами наружу, торчавшими из-под земли. Манси верят что «ВИТКАЩ»-старый медведь или лось, который перейдя в воду, отрастил себе рыбий хвост и остался жить в воде. Селькупы представляли мамонта как мамонта-медведя, охранявшего вход в подземный мир. Другое поверье селькупов гласит что мамонт-медведь является хозяином всей земли и воды, что напоминает нам мифы эвенков, о которых мы рассказали чуть выше. Вообще селькупы верили в двух мамонтов-духов: «СУРИКОЗАР» - «мамонт-зверь» и «КВОЛИКОЗАР» - «мамонт-рыба», есть и третий дух-мамонта, который не так распространён в преданьях селькупов, это ужасный мамонт-щука «КОШАР ПИЧЧИ», обитающий в «чёртовых озёрах», мешающий рыбакам ловить рыбу и даже нападающий и поедающий людей.

Интересно представление о мамонте у якутов. ОУ ОБУПА «водяной бык» дремлет подо льдами, водой или землёй и выбирается в средний мир, чтобы заморозить его когда приходит время, а после, сбрасывает бивни и уходит обратно, средний мир оттаивает, наступает весна, потом цикл повторяется. Тревожить Оу обупа не стоит, ведь тогда он вновь заморозит средний мир, а перед смертью «водяной бык» вновь выбирается в средний мир и забирает с собой всех, кто его увидит. Оу обупа – единственный могущественный дух, который в представлении якутов не нуждается в поклонении людей.

Некоторые представители народа ханты говорят что любая старя собака, заяц или рогатая щука могут превратиться в «ВЭС», т.е. мамонта. Дух «вэса» никогда не рождался, но он не бессмертен. А некоторые народы Зауралья и вовсе полагали, что лоси, щуки и медведи после смерти уходили в нижний мир и превращались в мамонтов. Енисейские кеты чтят мамонта-щуку и воспевают его, также называя его крокодилом. Алтайские народы рассказывают о мамонте-рыбе, сыне морского царя и покровителе рыб и мамонте-змее с девятью головами, который соединяет все 3 мира

Поздние представления о духе-мамонте описывают его в виде почти что демонического существа, несущего проклятие людям. С этим существом лучше не связываться.

Не трудно догадаться, что все эти представления о рыбе-мамонте, о подземном страже или повелителе-мамонте основываются на торчащих из-под земли или воды бивнях, которые народы Сибири постоянно находят. Представления же о мамонте-творце говорят нам о почитании этих животных, идущем из глубочайшей старины, когда от мамонтов зависела жизнь местных племён и родов, их пропитание, одежда и жилище. Представления о мамонте-злом духе тоже имею основания, т.к. не редки были случаи гибели людей при охоте на него, позже при добыче бивней или рядом с ними, что тут же связывалось и обосновывалось именно злым духом мамонта.

Подписывайтесь на e-mail рассылку и узнайте первыми об экслюзивных поступлениях и редких новинках!